В Кыргызстане были объявлены итоги выборов депутатов 25 городских кенешей, как известно в городах Бишкек, Ош и Токмак они были отменены.
Тем не менее, особый интерес вызывает разница между активностью избирателей в городских кенешах и на референдуме, которые проходили одновременно 11 апреля 2021 г. по всей республике.
ОФ «Гражданская платформа» провел сравнительный анализ активности участия и голосования избирателей в местные кенеши и референдуме.
В нашем исследовании мы поставили цель выявить разницу в активности участия избирателей на городских кенешах и на референдуме по итогам голосования.
Под активностью мы подразумеваем как явку на выборы, так и само голосование на двух плебисцитах. В данном анализе мы учли количество действительных и недействительных бюллетеней.
Для проведения сравнительного анализа мы поставили следующие задачи:
Для нашего анализа были использованы данные только по результатам ручного подсчета, опубликованные на официальном сайте ЦИК по состоянию на 12 мая 2021 г. В том числе мы учли итоги голосования выборов в Токмоке, Оше и Бишкеке.
В нашей статье представлены сравнения итогов голосования городских кенешей и референдума 13 городов: Бишкек, Ош, Джалал-Абад, Баткен, Балыкчы, Кара-Куль, Каракол, Кызыл-Кия, Майлуу-Суу, Нарын, Сулюкта, Талас, Токмок.
Данные этих 13 городов по референдуму были доступны на портале ЦИК, данные по остальным 15 городам не были опубликованы, что не позволило нам проделать анализ во всех 28 городских кенешах.
Прежде всего это связано с тем, что ЦИК ставит другие задачи в оформлении данных в двух голосованиях, которые следуют разным нормам в составлении списков избирателей.
Мы надеемся, что сравнительный анализ 13 городов вызовет у наших читателей интерес для наблюдения, выводов и интерпретации итогов голосования выборов в местные кенеши и референдуме.
Для начала отметим, что списки избирателей в местные кенеши и референдум в 13 городах (диаграмма 1) разнятся.
Это связано с тем, что списки избирателей на выборы в местные кенеши составляются согласно статье 12 Закона КР о выборах депутатов местных кенешей.
Согласно статье в список избирателей включаются все граждане Кыргызской Республики, обладающие на день голосования активным избирательным правом, являющиеся членами местного сообщества и прошедшие биометрическую регистрацию в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики».
Кроме того, для составления списка избирателей в городские кенеши включаются данные из Государственного реестра национальных паспортов граждан КР (ГРНП), без данных Адресно-справочного бюро (АСБ).
Для проведения общереспубликанских выборов, в том числе и Конституционного референдума, список избирателей включает данные АСБ.
Диаграмма 1
Из 13 рассмотренных городов сравнительно большая разница в списке избирателей между местными кенешами и референдумом отмечается в Бишкеке, где список избирателей на референдум превышается на 886 избирателей, а в городе Нарын в городской кенеш на 426 избирателей больше.
Из рассматриваемых 13 городов незначительная разница между списками избирателей в городской кенеш и референдумом отмечается лишь в городах Джалал-Абад – 35 и Кара-Куль – 26 избирателей.
В диаграмме 2 показано количество избирателей, включенных в список и получившие избирательные бюллетени в городские кенеши и референдум в городах Бишкек и Ош.
Диаграмма 2
По г. Бишкек из списка избирателей 32% приняли участие на выборах в городской кенеш, а на референдум 31%.
По г. Ош на выборах в городской кенеш 46,4% наблюдается явка и в референдум 45,7%. Получается, и в том, и другом городе, явка в городской кенеш больше, чем на референдум.
В Бишкеке (диаграмма 2) мы наблюдаем большую разницу в количестве избирателей, получивших избирательные бюллетени в городской кенеш и на референдум, где на последнем участие граждан на 3843 избирателей меньше, чем в городском кенеше. Именно здесь наблюдается наибольшее количество избирателей, возможно отказавшихся участвовать на референдуме, чем в городском кенеше.
В Оше (диаграмма 2) мы видим сравнительно небольшую разницу между тем, кто участвовал в городском кенеше и на референдуме, где на последнем на 892 избирателей меньше участвовали, чем в городском кенеше.
А вот в других городах мы видим обратную картину в желании избирателей участвовать в городских кенешах и на референдуме (диаграмма 4) из общего списка избирателей (диаграмма 3).
Если в городах Бишкек и Ош меньше граждан пожелали участвовать на референдуме, чем в городских кенешах, то в городах Джалал-Абад, Баткен, Балыкчы, Кара-Куль, Каракол, Кызыл-Кия, Майлуу-Суу, Нарын, Сулюкта, Токмок больше граждан предпочли участвовать на референдуме, чем в городских кенешах.
Лишь в г. Талас на 5 человек меньше участвовали на референдуме, чем в городском кенеше, что составляет самую маленькую разницу в списке избирателей между местными кенешами и референдумом среди всех рассмотренных 13 городов.
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Из заявленных в списках избирателей в 11 городах мы видим следующую картину, показывающую явку избирателей:
Джалал-Абад в городской кенеш — 40,1%, референдум – 40,8%
Баткен в городской кенеш — 32,4%, референдум – 34%
Балыкчы в городской кенеш – 38,9%, референдум-39,5%
Кара-Куль в городской кенеш – 40,8%, референдум -41,8%
Каракол в городской кенеш – 36%, референдум – 36,5%
Кызыл-Кия в городской кенеш – 34,7%, референдум – 35,2%
Майлуу-Суу в городской кенеш – 39,8%, референдум – 41,3%
Нарын в городской кенеш – 37,3%, референдум – 38,1%
Сулюкта в городской кенеш – 48 %, референдум – 48,6 %
Талас в городской кенеш – 44,7%, референдум – 45,1%
Токмок в городской кенеш – 41,7%, референдум – 41,8%
В диаграмме 4 среди 11 городов в г. Баткен сравнительно больше граждан предпочли участие на референдуме, чем в городском кенеше от числа списков двух голосований.
Интересная картина складывается также в разнице между теми, кто получил избирательные бюллетени, тем самым обеспечив явку на выборах, и теми, чьи бюллетени были действительными, а также теми, кто испортил бюллетени.
Диаграмма 5 ниже иллюстрирует разницу между общим количеством избирателей, которые получили избирательные бюллетени и количеством действительных и недействительных бюллетеней в городах Бишкек и Ош.
Диаграмма 5
По Бишкекскому городскому кенешу из 419 901 избирателей, включенных в список избирателей на избирательных участках 134 058 избирателей получили избирательные бюллетени, что составляет 32% явки.
Из них количество действительных бюллетеней — 132 415, что составило от общего количества полученных бюллетеней 98,77% и количество недействительных бюллетеней -1283 (0,96%). Оставшиеся 0,27% принадлежат 360 бюллетеням, которые были извлечены из недействительных переносных ящиков.
По Ошскому городскому кенешу из 151 671 избирателей, включенных в список избирателей на избирательных участках 70 375 избирателей получили избирательные бюллетени, что составляет 46,4% явки.
Из них количество действительных бюллетеней – 69 494, что составило от общего количества полученных бюллетеней 98,75% и количество недействительных бюллетеней -781 (1,11%). Оставшиеся 0,14 % принадлежат 100 бюллетеням, которые были извлечены из недействительных переносных ящиков.
А вот по референдуму немного другие цифры:
Диаграмма 6
Из 420 787 избирателей, включенных в список избирателей на избирательных участках 130 215 избирателей получили избирательные бюллетени, что составляет 31% явки.
Из них количество действительных бюллетеней – 125 850, что составило от общего количества полученных бюллетеней 97% и количество недействительных бюллетеней -3984 (3,06%). Оставшиеся 0,29% принадлежат 381 бюллетеням, которые были извлечены из недействительных переносных ящиков.
Получается по г.Бишкек количество недействительных бюллетеней на референдуме почти в 3 раза больше (на 2701 бюллетеней), чем в городском кенеше.
В г. Ош разница в недействительных бюллетенях между городским кенешом и референдумом превысило чем в г. Бишкек, где на 4116 больше испорченных бюллетеней в референдуме чем в городском кенеше, получается в 4,7 раз превышает.
В референдуме в г.Ош из 151 960 включенных в список избирателей, проголосовали 69483 избирателей (46% явки), из них 64 443 были действительными (92,7 %) и 4897 недействительными (7%). Оставшиеся 0,2% принадлежат 143 бюллетеням, которые были извлечены из недействительных переносных ящиков.
В других 11 городах картина выглядит иначе, чем в двух вышеописанных. Как выше мы отмечали, явка на референдуме оказалась больше, чем в городские кенеши.
В городском кенеше гг. Джалал-Абад и Токмок наблюдается больше количества испорченных бюллетеней сравнительно с другими 9 городами, где в г. Джалал-Абад 265 бюллетеней и в г. Токмок 264 (диаграмма 7).
Самое наименьшее количество испорченных бюллетеней отмечается в г. Баткен – 35.
Диаграмма 7
На референдуме также в гг. Джалал-Абад и Токмок наблюдается сравнительно большое количество испорченных бюллетеней чем в других 9 городах. В г. Джалал-Абад 1211 недействительных бюллетеней, в 4,6 раза больше, чем в городском кенеше, и в г. Токмок 1155 бюллетеней, в 4,4 раза больше (диаграмма 8).
Самое наименьшее количество испорченных бюллетеней в референдуме среди 11 городов отмечается также в г. Баткен – 193.
Диаграмма 8
Ниже в диаграмме 9 представлены наглядно данные по недействительных бюллетеням в городском кенеше и референдуме. Самое наибольшее количество испорченных бюллетеней отмечается в городах Бишкек, Ош и Токмок, где итоги голосования и результаты выборов депутатов городского кенеша признаны недействительными, за исключением Джалал-Абада.
Диаграмма 9
Несмотря на интенсивную работу, связанную с частыми выборами в Кыргызстане за последнее время, ЦИК успевал выдавать на своих официальных порталах большой пакет данных, которые могли также обрабатываться пользователями. Большой плюс в том, что какая-то часть данных могла быть доступна в машиночитаемом формате, что обеспечивает их оперативную обработку.
В дальнейшем предстоит много работы в совершенствовании выдачи данных на порталах ЦИК, отвечающие концепциям Открытых Данных. Тем не менее, ЦИК с каждыми выборами совершенствует свою работу в оформлении данных в удобных форматах, а также в содержательном плане и визуализации данных.
В ходе проведения анализа мы столкнулись с некоторыми трудностями по работе с данными городских кенешей и данными по референдуму, прошедшие 11 апреля 2021 г.
Во-первых, мы не смогли загрузить данные по итогам голосования в референдуме все 28 городов. И в статье представлены данные для сравнения лишь 13 городов.
Во-вторых, для сравнения вышеперечисленных параметров в целом по всей республике, согласно нашим задачам, было бы затрачено значительно больше времени для суммирования итогов голосования и айыльных кенешей, поскольку на портале Избирательной информационной системы ЦИК не отражаются общие данные по айыльным кенешам.
Ну и наконец, в целом данные на портале https://newess.shailoo.gov.kg возможны в машиночитаемом формате, но приходилось их копировать. Иначе говоря, если бы данные были бы доступны в формате, скажем, Excel, то работа по их обработке ускорилась бы.
Таким образом, нам удалось провести сравнения между двумя выборами в 13 городах, прошедшими в один день, 11 апреля 2021 года. В нашей статье мы лишь сравнили цифры, предоставленные в открытом доступе на порталах ЦИК.
Результаты нашего сравнительного анализа могут использоваться и интерпретироваться по-разному нашими читателями и пользователями, оставив возможность по-разному расценивать ситуацию по итогам ручного подсчета при подведении итогов голосования, что делает еще более захватывающим и интересным анализ избирательной системы в целом.
Комментариев нет, будьте первым кто оставит комментарий!
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!